Как изменится рынок энергетики Украины в 2019 году - обзор законодательства.

Оцените материал!
(1 Голосовать)

Верховная Рада Украины поддержала ряд законопроектов, направленных на развитие альтернативной энергетики в 2019 году, а также сохранение благоприятных условий в 2020 году. И хотя не все нормы уже окончательно утверждены, их рассмотрение парламентом свидетельствует об изменениях для «зеленого» сектора украинской экономики.

Иван Бондарчук, старший юрист юридической компании ILF, разъясняет для Greencubator, что именно содержится в новых положениях и как это повлияет на участников энергоотношений.

Новые горизонты энергетики - ценовые аукционы

  •  Верховная Рада проголосовала за ряд положений для упрощения земельного законодательства, создание налоговых преференций, введение новых и модернизации существующих механизмов поддержки производителей электроэнергии из возобновляемых источников, изменила правила пользования земель.

Начнем с последнего. В первом чтении был проголосован законопроект №8449-д, направленный на обеспечение конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников энергии. Указанный законопроект значительно улучшает условия развития для распределенной генерации: все потребители (домохозяйства и юридические лица) смогут производить электроэнергию на установках мощностью до 500 кВт и продавать ее по «зеленому» тарифу без получения лицензий и прохождения других регуляторных процедур.

Кроме того, с 2020 года будет работать новый механизм государственной поддержки промышленных производителей электроэнергии из альтернативных источников - ценовые аукционы. Стартовой ценой на них будет «зеленый» тариф, действующий на момент их проведения. Участник, который предложит самую низкую цену получит право на заключение договора купли-продажи электроэнергии (power purchase agreement или PPA) с филиалом «Гарантированный покупатель» ГП «Энергорынок» на 20 лет.

С 2020 года участие в аукционах будет единственным путем получения государственной поддержки для ВЭС мощностью более 20 МВт и других видов генерации (общая доля которой составляет более 15% всего объема продаж электроэнергии из альтернативных источников энергии) - более 10 МВт. В 2021-2022 годах эти пороги уменьшатся до 10 МВт и 5 МВт соответственно, а с 2023-го - до 3 МВт и 1 МВт. По состоянию на 2018 год, доли СЭС и ВЭС превысили 15% общего объема продаж энергии из ВИЭ, следовательно, сейчас самое для них участие в аукционах будет обязательным. Другие производители электроэнергии из альтернативных источников могут участвовать в аукционах на добровольных началах.

Аукционы будут проводиться до 2030 года. Для обеспечения конкуренции при их проведении предельный объем квот, которые могут быть проданы, не должен превышать общий объем заявок участников, а один участник (или несколько участников с общим бенефициаром) не смогут получить более 25% ежегодной квоты.

Новые условия для «зеленого» тарифа

  •  Предполагается, что увеличение срока действия государственной гарантии, что будет предоставлена ​​победителям аукционов до 20 лет (максимум до 2050 года), побуждает дальнейшие инвестиции в крупные проекты генерации из альтернативных источников энергии. В свою очередь, конкуренция инвесторов за получение квот на государственную поддержку должна привести к оптимизации расходов на поддержку альтернативной энергетики и отменить регулярный пересмотр размера «зеленого» тарифа в связи с удешевлением технологий. Однако, развитие отрасли может существенно тормозиться, если правительство будет медлить с утверждением квот, которые должны быть разыграны на аукционах, или объем таких квот будет значительно меньше потребности рынка.

Производители электроэнергии из альтернативных источников, для которых участие в аукционах не является обязательным, смогут к 2030 году получать «зеленый» тариф. Правда, ставки «зеленого» тарифа для СЭС, которые будут введены в эксплуатацию с 2020 года, будут уменьшены на 25% по сравнению с действующим законодательством. Стоит отметить, что производители электроэнергии, для которых уже установлен «зеленый» тариф, или которые подпишут соответствующий РРА или pre-PPA до конца 2019 года, сохранят «зеленый» тариф на действующих условиях до 2030 года.

Отмена НДС для импортного оборудования

  •  Другим знаковым подарком для развития альтернативной энергетики Украины стал законопроект №9260, который был принят ВРУ еще 23 ноября, а 10 декабря вернулся с подписью Президента.

Во-первых, новый закон позволяет размещать объекты для производства электроэнергии из возобновляемых источников энергии на землях с целевым назначением «земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения». До его принятия, для строительства электростанции необходимо было изменить целевое назначение земельных участков под размещение, строительство, эксплуатацию и обслуживание зданий и сооружений объектов энергогенерирующих предприятий. Как правило, процедура изменения целевого назначения земли занимала несколько месяцев, требовала разработки и утверждения детального плана территорий, проведение общественных слушаний и привлечения органов местной власти. Итак, нововведения уменьшает затраты времени и коррупционные риски инвесторов.

Во-вторых, этим законом внесены изменения в п. 64 Переходных положений Налогового кодекса Украины. Согласно новому положению, к концу 2021 освобождается от уплаты НДС импорт оборудования для альтернативной энергетики: ветрогенераторов, солнечных фотоэлектрических модулей, трансформаторов и инверторов. Такое стимулирование отрасли является одним из самых действенных, ведь не требует принятия никаких дополнительных подзаконных актов и будет действовать с 1 января 2019 года. Это означает, что оборудование для альтернативной энергетики, импортируется из-за рубежа, будет на 20% дешевле. Безусловно, такое нововведение увеличит привлекательность инвестиций в альтернативную энергетику Украины.

Особое значение новые нормы будут иметь для проектов распределенной генерации из возобновляемых источников. С учетом нововведений законопроекта № 8449-д, проекты по установленной мощности генерации до 500 кВт будут освобождены от большинства регуляторных процедур, и именно стоимость оборудования составит значительную часть расходов. Итак, енергокооперативы, домохозяйства и другие потребители получат наиболее благоприятные условия развития собственного производства электроэнергии на следующие 3 года.

Прочитано 39 разов